+7(499)119-92-01
info@1k1law.ru
Москва, Шлюзовая набережная, д. 8, стр. 1
Telegram
Наш канал
WhatsApp
+7(499)119-92-01 info@1k1law.ru Москва, Шлюзовая набережная, д. 8, стр. 1 Телеграм для связи Телеграм-канал Whatsapp

Комментарий газете КоммерсантЪ о практике применения законодательства о банкротстве

Составлено: 31.01.2022

А в чем вопрос?

Нормы ФЗ “О несостоятельности” за последние несколько лет стали самой обсуждаемой темой в профессиональных сообществах. В 2021 году в законодательство не вносились существенные изменения, затрагивающие интересы должников всех сфер деятельности. Однако прошедший год запомнился важными решениями Верховного и Конституционного судов, которые, благодаря углубленному толкованию норм права, повлияли на дальнейшее развитие сферы банкротства. Управляющий партнер ООО “Один к одному” Даниил Наймушин дал комментарии, касающиеся новой практики применения норм федерального закона. 

Субсидиарная ответственность больше не является исключительной мерой. Теперь это неотъемлемая часть большинства процессов, связанных с признанием финансовой несостоятельности. Сегодня законодатель стал уделять больше внимания правам кредиторов. Дело в том, что процент удовлетворения их требований в делах о банкротстве крайне низок. Поэтому в данном случае привлечение должника к различным видам ответственности является важной частью правоприменительной практики.  

Согласно статистики Единого Федерального реестра сведений о банкротстве количество заявлений кредиторов о привлечении должников к субсидиарной ответственности стабильно растет. Если в 2017 году за защитой финансовых интересов обратилось 3652 кредитора, то в 2020 количество заявлений увеличилось практически в 2 раза: в Арбитражный суд поступило 6635 обращений. Число должников, привлеченных к субсидиарной ответственности также увеличивается в геометрической прогрессии: в 2017 году к ответственности был привлечен 969 человек, а в 2020 - 3091.   

Даниил Наймушин отмечает, что практика предыдущего года показала более гуманное отношение к лицам, которые входили в состав органов управления, но не имели реальных полномочий в сфере контроля. Такой алгоритм привлечения к ответственности приобрел более устоявшийся характер. Теперь увеличение степени ответственности за совершение недобросовестных действий (вывод активов, фиктивные сделки по продаже имущества или сокрытие документов) стало неотъемлемой частью процедуры банкротства. 

Даниил Наймушин считает, что судебная практика 2021 года продемонстрировала реальные действия против недобросовестных руководителей и владельцев бизнеса, которые всеми возможными способами пытались избежать ответственности перед кредиторами. Теперь потенциальные банкроты обязаны в судебном порядке доказать разумность и добросовестность своих действий. 

Темп роста количества удовлетворенных заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности сохранялся до конца 2021 года. Однако во втором полугодии лидирующую позицию заняла практика установления негативных последствий для кредитора. Для привлечения должника к субсидиарной ответственности, заявитель должен был доказать, что действия банкрота негативно повлияли на деятельность компании-кредитора.

Самое запоминающееся постановление было вынесено Конституционным судом в апреле прошлого года: КС допустил изъятие единственного жилья у банкрота. Такое решение противоречило нормам ст. 446 ГК РФ. В соответствии с данной статьей, продавать единственное жилье должника нельзя, даже несмотря на то, что этот жилой объект относится к категории премиум-класса (то есть является достаточно роскошным жилым помещением). Беспрекословное подчинение ст. 446 предоставляло должникам возможность покупать дорогие квартиры и дома за счет заемных средств (без ипотеки). В большинстве случаев деньги не возвращались кредитору.

Пределы защиты единственного жилья были разработаны в 2021 году. До 2021 года, несмотря на большое количество финансовых махинаций, никаких поправок в ГК не вносилось. Однако апрельское постановление, вынесенное Конституционным судом, поломало все стереотипы.

В ноябре прошлого года Конституционный суд вынес постановление, которое расширило объем полномочий контролирующих должника лиц. Им предоставили возможность оспаривать требования, включенные в реестр кредиторов.  

Владельцы компаний могут воспользоваться этим правом только в случае привлечения их к субсидиарной ответственности. Наличие таких полномочий позволяет влиять на сумму долгов в реестре, от размера которой зависит степень ответственности. 

Оценить дальнейшие последствия вышеуказанного постановления пока невозможно. Однако уже сегодня можно спрогнозировать увеличение количества споров в отношении требований кредиторов. С большой долей вероятности, такие споры приведут к усложнению процедуры банкротства. Более того, в связи с увеличением случаев обжалования судебных актов, продолжительность процедуры банкротства будет существенно увеличена. 

Ссылка на первоисточник

 

Поделиться

Ещё по теме

Остались вопросы или хотите, чтобы мы проанализировали ситуацию? Уже готовы пообщаться предметно? Без проблем.

Мы не берем деньги за первичный анализ ситуации и не будем навязываться, если вас что-то не устроит

А также вы можете написать нам в Telegram, Whatsapp, на почту info@1k1law.ru или позвонить по телефону +7(499)119-92-01
Test